Проблемы с перегревом нередко делают эксплуатацию автомобиля невозможной или даже полностью выводят двигатель из строя. В этой статье вместе со специалистами автосервиса «Авто-Мастер» (ворота № 5) рассмотрим основные неисправности системы охлаждения двигателя автомобиля.
Источник: https://avtomaster13.ru/stati/osnovnie_neispravnosti_sistemi_ohlazhdeniya_dvigatelya
Содержание
- 1 Признаки неисправности системы охлаждения
- 2 Как проверить состояние системы охлаждения?
- 3 Основные неисправности системы охлаждения двигателя автомобиля
- 4 Причины неисправностей системы охлаждения ДВС
- 5 Бестолковые слухи и «мнение»
- 6 Почему двигатель долго прогревается?
- 7 Подведем итоги
- 8 Способы устранения неисправности системы охлаждения
- 9 Типичные неисправности системы охлаждения двигателя, при которых уходит антифриз
- 10 Профилактика нормальной работы
Признаки неисправности системы охлаждения
Характерные признаки неисправной системы охлаждения | Возможные причины поломки |
---|---|
Перегрев двигателя |
|
Переохлаждение двигателя |
|
Утечка охлаждающей жидкости наружу |
|
Утечка охлаждающей жидкости внутрь |
|
Внешних признаков поломки охлаждающей системы двигателя существует всего четыре. Так, к ним относится:
- перегрев двигателя в процессе его работы;
- переохлаждения двигателя (мотор слабо прогревается, например, на холоде);
- утечка охлаждающей жидкости наружу;
- утечка охлаждающей жидкости внутрь (в другие системы автомобиля).
Кроме этого о проблемах в системе охлаждения можно судить по сигнальной лампе на приборной панели (красный поплавок либо желтый расширительный бачок). Каждый автомобиль снабжен соответствующим индикатором, который активируется при закипании охлаждающей жидкости. Также при перегреве мотора значительно падает его мощность, снижаются динамические характеристики машины, а в самом худшем случае, когда уже закипел, из-под капота (из радиатора или бачка) может идти пар. Все это очень вредно для мотора, поскольку при перегреве он работает «на износ», что значительно сокращает срок его службы, и даже может полностью вывести двигатель из строя.
При внешних утечках охлаждающей жидкости на асфальте под машиной либо на отдельных деталях подкапотного пространства автовладелец может заметить соответствующие пятна. Антифриз имеет специфический сладкий запах, поэтому нередко утечку можно ощутить соответствующим образом. Если в антифриз добавить флуоресцирующий элемент, то утечку можно обнаружить с помощью ультрафиолетовой лампы. Однако делать это нужно заранее, при заливании новой жидкости в систему.
Внутренние утечки обнаружить сложнее. Если антифриз попал в моторное масло, то выхлопные газы автомобиля будут в виде белого дыма. Также при проверке состояния моторного масла в нем будут иметь место белая, похожая на сметану, масса. Это прямо указывает, что в масле имеется антифриз. Соответственно, нужно выполнять диагностические и ремонтные работы с полной заменой обеих жидкостей.
Источник: https://etlib.ru/blog/1152-neispravnosti-sistemy-ohlazhdeniya
Это интересно: Антифриз — красный, зеленый, синий: в чем разница?
Как проверить состояние системы охлаждения?
Перед поездкой нужно проверить осмотром состояние системы охлаждения: отсутствие протечек и уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе должен находиться между отметками «максимум» и «минимум».
Доливать нужно жидкость только той марки, которая используется в системе охлаждения – охлаждающие жидкости разных производителей часто несовместимы друг с другом.
В крайнем случае, можно долить дистиллированную воду в количестве не более 0,5 литра. При этом нужно помнить, что температура замерзания охлаждающей жидкости повысится примерно на три-пять градусов.
Следует с особой осторожностью открывать пробку расширительного бачка на прогретом двигателе. Существует вероятность обжечься горячей жидкостью. Нужно накрыть пробку плотной тряпкой и откручивать её медленно, стравливая давление.
Посмотрите интересное видео, быстрый способ проверки системы охлаждения:
Источник: http://avto-i-avto.ru/diagnostika-neispravnostej/neispravnosti-sistemy-oxlazhdeniya-avtomobilnogo-dvigatelya.html
Основные неисправности системы охлаждения двигателя автомобиля
Перечислим основные поломки — это 90% от всех известных проблем в устройстве системы охлаждения двигателя.
- Разгерметизация системы охлаждения. Различают внешние и внутренние утечки. Внешние сопровождаются выходом рабочей жидкости наружу. Например, подтекания часто наблюдаются в стыках патрубков, через вал помпы или пробитые соты радиатора. Подобные поломки диагностируются по падению уровня ОЖ в расширительном бачке, а также визуально, при осмотре системы охлаждения.
Часто причиной пробоя радиатора становится переохлаждение антифриза зимой. Если подобрана недостаточно стойкая к заморозкам ОЖ, то при достижении критических температур антифриз замерзает, расширяется и рвет соты.
Внутренние утечки наблюдаются при появлении трещин в блоке цилиндров или ГБЦ, когда ОЖ попадает в цилиндры или смешивается с маслом.
- Отказ термостата. Некачественный или поврежденный термостат не откроется при достижении рабочей температуры и не запустит антифриз по большому кругу через радиатор. Это вызовет перегрев мотора.
- Выход из строя водяной помпы. Нередко обламывается крыльчатка или срезаются шлицы, удерживающие ее на валу. Визуально шкив вращается, но крыльчатка внутри водяного насоса стоит на месте, следовательно, жидкость не циркулирует. Реже заклинивает подшипники помпы.
- Заклинивание парового клапана в заливной пробке расширительного бачка. Система охлаждения работает под определенным давлением. И если это давление ниже или выше нормы, то жидкость не будет нормально циркулировать по системе, и нарушится теплообмен.
- Пробой прокладки ГБЦ. Частое явление, особенно на «горячих» моторах. При этой поломке контур системы охлаждения соединяется с системой смазки или с цилиндром, из-за чего происходит проникновение отработавших газов или масла в охлаждающую жидкость.
- Отказ вентилятора охлаждения. В зимний период эта проблема может никак себя не проявить. А летом, в особенности при езде по городу, некорректно работающий или полностью отказавший вентилятор — это одна из самых частых причин перегрева двигателя.
Мы перечислили только самые основные неисправности системы охлаждения двигателя, но все они могут привести к серьезному и дорогостоящему ремонту мотора, поэтому ездить с проблемной системой охлаждения не рекомендуется.
«Авто-Мастер» (ворота № 5) проведет диагностику системы охлаждения вашего автомобиля и устранит обнаруженные неисправности с последующей гарантией. Записаться в наш сервис вы можете по телефону +7 (905) 378-74-22 или с помощью формы ниже.
Записаться онлайн
Источник: https://avtomaster13.ru/stati/osnovnie_neispravnosti_sistemi_ohlazhdeniya_dvigatelya
Причины неисправностей системы охлаждения ДВС
Чаще всего причинами неполадок в системе охлаждения являются: естественный износ элементов, механические повреждения, нарушение требований и рекомендаций по эксплуатации силового агрегата. Следует помнить, что использование низкокачественной ОЖ, смешивание тосола с антифризом, установка некачественных запчастей во время ремонта зачастую являются причинами выхода из строя охлаждающей системы. Отметим, что непрофессиональное вмешательство во время обслуживания или ремонта также может привести к поломкам и сбоям в ее работе.
Параллельно с этим нужно учитывать, что проблемы с системой охлаждения требуют немедленного устранения, так как возможны разные последствия для двигателя. В некоторых случаях перегрев, попадание антифриза в масло и другие неисправности могут становиться причиной полной замены силового агрегата без возможности его восстановления. Например, большие трещины в блоке цилиндров или в ГБЦ могут привести к гидроудару, перегрев вызывает заклинивание двигателя и т.д.
Не меньше вреда несут и так называемые скрытые проблемы, такие как детонация двигателя в результате перегрева мотора, локальные перегревы и тому подобное. Даже забитый грязью и пухом снаружи радиатор может являться причиной того, что происходит увеличение температуры охлаждающей жидкости, ДВС перегревается. Топливо в цилиндрах детонирует, возникает прогар прокладки ГБЦ, головку блока от нагрева «ведет», разрушается ЦПГ и КШМ, появляются трещины в головке и самом блоке.
С учетом вышесказанного система охлаждения требует постоянного контроля. За уровнем ОЖ в расширительном бачке нужно следить, а также своевременно менять рабочую жидкость. Также существует ряд признаков, по которым водитель может определить неисправности системы охлаждения. К таковым относятся:
- Перегрев двигателя, который заметен по показаниям стрелки температуры на приборной панели или загоранию сигнальной лампочки. Возможен и такой вариант, когда указатель работает некорректно. Тогда на перегревы может указывать постоянная работа вентилятора охлаждения. Еще повышенную температуру специалисты определяют по состоянию свечей зажигания, которые покрываются белым налетом.
- Еще одним признаком поломки является холодный двигатель, который долго или совсем не выходит на рабочую температуру. В таком случае печка в салоне не греет, патрубки радиатора сразу теплеют во время прогрева мотора. В этом случае частым виновником становится термостат. Кстати, в привычном режиме эксплуатировать холодный мотор нельзя. Другими словами, на непрогретом ДВС нельзя газовать и подвергать мотор даже штатным нагрузкам.
Осмотр элементов системы охлаждения и самого двигателя может выявить наружные утечки охлаждающей жидкости. В этом случае можно увидеть снижение уровня ОЖ в бачке, а также выявить потеки на деталях или под машиной, ощутить характерный сладковатый запах вытекающего из системы антифриза на прогретом моторе. Более опасным явлением считается внутренняя утечка жидкости из системы охлаждения. В подобной ситуации потеков снаружи нет, но уровень ОЖ все равно падает. Двигатель при таких неполадках начинает дымить белым дымом, уровень масла в картере может начать расти.
Отметим, что последняя ситуация представляет собой достаточно опасный случай, указывающий на активное попадание охлаждающей жидкости в систему смазки ДВС и моторное масло. На такую проблему указывает характерная эмульсия, которую видно на щупе, а также на внутренней поверхности крышки маслозаливной горловины. Указанная эмульсия представляет собой светлую пену. В подобной ситуации следует готовиться к ремонту ДВС, машину дальше эксплуатировать нельзя. Следует готовиться к серьезному ремонту, так как возможно возникновение трещин БЦ или ГБЦ, которые зачастую можно обнаружить и устранить только после разборки силового агрегата.
Источник: http://KrutiMotor.ru/neispravnosti-sistemy-oxlazhdeniya-dvigatelya/
Бестолковые слухи и «мнение»
1. Нельзя доливать воду в охлаждающую жидкость.
Это неправда. Когда у вас в дороге начало протекать, и вам надо как-то доехать домой, не бойтесь долить воды. Дома отремонтируете, и поменяете жидкость в системе охлаждения.
2. Нельзя смешивать «тосол» и «антифриз», а особенно различные виды «антифриза».
Это неправда, но здесь придется объяснить немного подробнее.
«Антифриз» — это английское слово «anti freeze» (замерзания). Это жидкость, которая при наших температурах не замерзает. Традиционный антифриз, то есть охлаждающая жидкость для двигателя, изготавливается на основе этиленгликоля или диэтиленгликоля или пропиленгликоля. Эти три химических соединения, так сказать, «родные сестры», они как-то переживут, если их зачем смешать.
«Тосол» — это лишь техническое название популярного антифриза на основе диэтиленгликоля. Он является устаревшим, ухудшенным вариантом современных жидкостей для охлаждения.
Антифриз также некоторые полезные добавки против накипи. Они не ликвидируют накипь, но уменьшают его.
Итак! Если поломка в дороге заставила вас доливать в систему охлаждения какой-то неизвестный антифриз, или даже воду, не бойтесь. Главное — доехать до точки ремонта.
3. Крысы и мыши могут погрызть резиновые трубки в системе охлаждения.
Это неправда. Крысы могут грызть изоляцию в электрооборудовании, но они не грызут бензостойк, высокотемпературную резину.
4. В старом двигателе система охлаждения всегда перегревается.
Это неправда. Даже в плохо отрегулированном двигателе с низкой компрессией система охлаждения держит нормальную температуру. Надо только хороший радиатор и нормально работающий термостат, и чтобы помпа крутилась нормально, ремень не пробуксовывал.
5. В старом двигателе накипь полностью забивает водяную рубашку блока цилиндров, двигатель отремонтировать невозможно.
Это спради возможно, но такая поломка — не про вашу честь. Для этого придется поездить этим двигателем лет 500. Каналы водяной рубашки блока цилиндров в несколько раз шире, чем каналы радиатора.
Но система охлаждения может быть забитой черным, густым маслянистым грязью, который попадает в систему охлаждения, если через прогорела прокладка блока головок цилиндров у вас масло попадает в систему охолодення.
Но отмыть эту грязь — не проблема.
Система охлаждения — конструкция, которая очень нужна в двигателе.
И она очень проста.
Источник: https://seite1.ru/obzory-i-sovety/sistemy-oxlazhdeniya-dvigatelya-problemy-i-neispravnosti-foto-opisanie/.html
Почему двигатель долго прогревается?
Термостат заклинил в открытом положении или изменил температурные характеристики
Все очень просто – термостат это основной элемент, задающий температурный режим двигателя, его задача ограничивать количество антифриза попадающего в основной радиатор. Если вся охлаждающая жидкость будет проходить через основной радиатор, мотор будет прогреваться очень долго, а зимой он вообще не сможет прогреться.
Заклинила вискомуфта
На некоторых автомобилях используется механический привод вентилятора охлаждения. В большинстве случаев он выполнен через т.н. вискомуфту. Вот её принцип работы:
Если вискомуфта клинит, вентилятор охлаждения будет постоянно вращаться с максимальной скоростью, и прогрев двигателя замедлится, но при исправном термостате двигатель все равно будет держать температуру.
Источник: https://life-with-cars.ru/ustrojstvo-avtomobilya/tipichnye-neispravnosti-sistemy-ohlazhdeniya-dvigatelya-informatsionnaya-statya/
Подведем итоги
Как видно, от состояния системы охлаждения зависит срок службы всего мотора. По этой причине указанную систему нужно обслуживать своевременно и качественно, охлаждающую жидкость лучше менять с промывкой.
Еще хотелось бы добавить, что внимание следует уделять также и радиатору внутрисалонного отопителя. Дело в том, что указанный элемент на многих автомобилях включен в контур системы охлаждения ДВС и может давать течи. Явным признаком является мокрый пол под ногами водителя, потеки и т.д., при этом уровень антифриза в расширительном бачке закономерно падает. В данной ситуации радиатор печки нужно менять или ремонтировать.
Также во время замены ОЖ следует прокачивать систему охлаждения, то есть удалять воздушные пробки. Сделать это достаточно легко. При открученной крышке расширительного бачка достаточно интенсивно погазовать на холостом ходу. Это позволит удалить воздух из исправной системы охлаждения, что обеспечит полноценную работоспособность.
Источник: http://KrutiMotor.ru/neispravnosti-sistemy-oxlazhdeniya-dvigatelya/
Способы устранения неисправности системы охлаждения
Выбор метода ремонта системы охлаждения зависит от причин, вызвавших ее неисправность. Перечислим их в той же последовательности, что и причины.
- Засорение радиатора. Его нужно почистить обязательно снаружи и желательно промыть изнутри. Как правило, для чистки радиатор демонтируют с машины. Параллельно с чисткой можно проверить его герметичность. Обратите внимание, что если автомобиль укомплектован двумя радиаторами, для системы охлаждения двигателя и для кондиционера, то демонтировать и чистить необходимо оба радиатора.
- Поломка помпы. Этот агрегат ремонту не подлежит, так что сразу меняйте на аналогичный. Выбор помпы основывается не только на производителе, но и на материале крыльчатки — металл или пластмасса.
- Проблемы с термостатом. Тут аналогичная ситуация, обычно термостат не ремонтируют, а меняют на новый.
- Вентилятор охлаждения. Если у вентилятора повреждена крыльчатка — то он безусловно подлежит замене. Если у механического привода ослабилось натяжение — его следует подтянуть до соответствующего значения. Если поврежден ремень — его следует заменить на новый. При выходе из строя термореле или приводного электродвигателя указанные узлы также подлежат замене. В редких случаях электродвигатель можно попытаться восстановить (ремонт подшипников, перемотка обмотки). В гидравлическом приводе вентилятора нужно долить масло и проверить состояние подшипников.
- Разгерметизация системы. Достаточно распространенная причина поломки, которую однако тяжело диагностировать. Вызвано это тем, что утечка может быть очень маленькой и находится в труднодоступном месте. Первым делом необходимо проверить состояние моторного масла, нет ли в нем белых сгустков, которые и являются утекающим в него антифризом. Если это так, то нужно проверить состояние прокладки головки блока цилиндров, саму плоскость ГБЦ, состояние теплообменника и его прокладки, состояние блока цилиндров на предмет нарушения герметичности. Ну и конечно нужно проверить все патрубки, нет ли на них следов просачивающейся охлаждающей жидкости, а также осмотреть элементы подкапотного пространства, нет ли на их поверхности следов антифриза. Когда утечка ОЖ происходит их радиатора или трещины патрубка, то качестве временной меры можно антифриз залить герметик, который закупорит течь.
- Вышел из строя датчик температуры. Нужна замена на новый аналогичный. Предварительно его нужно снять с машины и выполнить дополнительную диагностику при помощи мультиметра (омметра) и/или термометра.
- Низкий уровень антифриза. При недостаточном количестве охлаждающей жидкости в межсервисный интервал ее нужно добавить (при этом обязательно нужно ориентироваться на то, какие можно антифризы смешивать между собой, а какие нет!), либо заменить на новую.
- Поломка клапана на крышке радиатора. Обычно крышка и ее клапан восстановлению не подлежат, поэтому ее надо заменить. Однако предварительно нужно проверить крышку радиатора на работоспособность.
Перечисленные ремонтные работы лучше выполнять самостоятельно, если у автовладельца имеется соответствующий опыт выполнения аналогичных работ. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.
Источник: https://etlib.ru/blog/1152-neispravnosti-sistemy-ohlazhdeniya
Типичные неисправности системы охлаждения двигателя, при которых уходит антифриз
Течи в системе
Как правило, патрубки от времени рассыхаются и трескаются, итог – потеря антифриза. Решить проблему патрубков может замена их на силиконовые, которыми торгует наш партнер. Важно понимать, что это дорогое, но радикальное средство.
Так же текут радиаторы, как правило, это лечится только их заменой, хотя при определенном везении может помочь герметик для радиатора.
Пробой прокладки ГБЦ или микротрещины в рубашке охлаждения
При этих неисправностях, все очень индивидуально — когда пробивает прокладку, в расширительный бачек будут выходить газы, салонный отопитель не будет греть, так как в нем будет воздушная пробка. В случае пробоя прокладки или трещинах во впускной коллектор вы увидите белый дым:
Антифриз, как правило, уходит очень быстро.
На этом у меня сегодня все, я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос о типовых неисправностях системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Если у вас остались опросы или если вы хотите дополнить статью, пишите .
Источник: https://life-with-cars.ru/ustrojstvo-avtomobilya/tipichnye-neispravnosti-sistemy-ohlazhdeniya-dvigatelya-informatsionnaya-statya/
Профилактика нормальной работы
Исправная система охлаждения любого автомобиля в состоянии обеспечить нормальную работу двигателя даже при очень высокой температуре окружающего воздуха. Снижение ее эффективности обычно вызвано тем, что автовладелец не уделяет должного внимания проверке работы системы. На самом деле, чтобы охлаждающая система работала четко и без перебоев, необходимо следовать нескольким простым правилам:
- В процессе езды постоянно следить за показаниями прибора температуры охлаждающей жидкости, а также сигнальной лампы, которая загорается при ее кипении. Если индикатор засветился — необходимо при первой же возможности остановить автомобиль и попытаться выяснить причину.
- Постоянно следить за уровнем охлаждающей жидкости в системе. Обычно по регламенту антифриз меняется приблизительно через 60…120 тысяч километров пробега. Другие же автопроизводители рекомендуют менять его раз в два-три года. Однако не будет лишним контролировать соответствующий уровень и в межсервисный интервал, особенно, если заподозрили некорректную работу системы охлаждения двигателя.
- Использование антифриза с предписанными характеристиками. В документации к любому автомобилю производитель прямо указывает, какую охлаждающую жидкость необходимо заливать в систему. Это касается ее класса, стандарта соответствия и количества. Реже указывается и производитель, однако это, скорее, исключение и прямая .
- Проверять герметичность системы охлаждения. В частности, нет ли внешних или внутренних утечек антифриза. Вместе с устранением течи (при ее наличии) нужно не забыть также долить жидкость до нужного уровня либо заменить ее на новую.
- Проверять состояние радиатора. Зачастую его внешняя поверхность забивается пылью и грязью, что значительно снижает эффективность его работы.
- Не нагружать двигатель сверх меры. В частности, не рекомендуется часто развивать на двигателе избыточную мощность. Например, при езде на перегруженной машине, использование спортивного стиля вождения (на высоких оборотах, с пробуксовками, резкими стартами), буксирование тяжелых прицепов. Все это значительно изнашивает как двигатель в целом, так и систему его охлаждения в частности.
- Периодически выполнять чистку системы охлаждения. Делать это можно при замене антифриза на новый, либо же при появлении явных признаков, что эффективность работы системы снизилась.
Следуя таким прямым советам, автовладелец может не только обеспечить нормальную работу системы охлаждения, но и значительно продлить срок ее эксплуатации.
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Источник: https://etlib.ru/blog/1152-neispravnosti-sistemy-ohlazhdeniya
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- https://etlib.ru/blog/1152-neispravnosti-sistemy-ohlazhdeniya: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 8471 (34%)
- http://KrutiMotor.ru/neispravnosti-sistemy-oxlazhdeniya-dvigatelya/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 4804 (19%)
- https://avtomaster13.ru/stati/osnovnie_neispravnosti_sistemi_ohlazhdeniya_dvigatelya: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2842 (11%)
- https://life-with-cars.ru/ustrojstvo-avtomobilya/tipichnye-neispravnosti-sistemy-ohlazhdeniya-dvigatelya-informatsionnaya-statya/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 3571 (14%)
- http://avto-i-avto.ru/diagnostika-neispravnostej/neispravnosti-sistemy-oxlazhdeniya-avtomobilnogo-dvigatelya.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2986 (12%)
- https://seite1.ru/obzory-i-sovety/sistemy-oxlazhdeniya-dvigatelya-problemy-i-neispravnosti-foto-opisanie/.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 2383 (10%)